У шмелей нашли зачатки абстрактного мышления

22.02.2020г.

Чтобы это выяснить, ученые наблюдали за тем, как насекомые используют свои органы чувств во время добычи пищи

У шмелей нашли зачатки абстрактного мышления

© EPA-EFE/LUIS TEJIDO

Наблюдая за тем, как шмели щупали различные фигуры из сладкого сахара или горького хинина и смотрели на них, британские биологи выяснили, что у этих насекомых есть зачатки абстрактного мышления. Описание исследования опубликовал научный журнал Science.

"Мы давно знали, что пчелы могут запоминать форму цветов. С задачей распознавания предметов, к примеру, лица человека, может справиться и смартфон, однако он делает это без помощи какого-либо сознания. Наш эксперимент говорит о том, что в голове шмелей происходит что-то, что радикально отличает их от машин. Иначе говоря, насекомые могут формировать мысленный образ предметов и форм", – прокомментировал результаты работы один из ее авторов, биолог из Лондонского университета королевы Марии Ларс Читтка.

За последние 10 лет ученые нашли много свидетельств того, что у многих животных есть "продвинутые" интеллектуальные способности, которые раньше приписывали только человеку. К примеру, новокаледонские вороны умеют изготавливать и применять орудия труда, предварительно оценивая их эффективность. Шимпанзе умеют оценивать ситуацию, в которой находятся их товарищи, и передавать им полезные инструменты, а у голубей ученые нашли способности к арифметике.

Такие способности не заканчиваются на позвоночных. Многие коллективные осы, как выяснили два года назад биологи, умеют запоминать лица своих сородичей и делать примитивные умозаключения, что также характерно для домашних и диких пчел.

Шмели-мыслители

Читтка и его коллеги открыли еще одну удивительную особенность у близких родственников пчел – обычных шмелей. Биологи наблюдали за тем, как для того, чтобы добывать еду, эти насекомые использовали свои органы чувств, в том числе зрение, осязание и вкус.

Во время эксперимента ученые выпускали насекомых в специальные клетки. В них находились чашки, заполненные "съедобными" геометрическими фигурами разных форм и размеров. Часть из них была изготовлена из чистого сахара, в других содержался хинин – горькое вещество, которое долгое время использовали как лекарство против малярии. Форма каждой фигуры напрямую была связана с ее вкусом.

По задумке исследователей, насекомое должно уловить эту логическую закономерность и научиться пользоваться ею с помощью либо комбинации разных органов чувств или только одного из них. Для этого ученые или отключали свет в клетке или же не давали шмелям ощупывать их.

К большому удивлению экспериментаторов, эти опыты показали, что шмели распознавали сладкие кубы или шары даже в том случае, если ученые меняли обстановку в клетке, делая ее непривычной для насекомых. В частности, шмели, которые распознавали сахар по виду фигур, быстро научились делать то же самое, ощупывая их, и наоборот.

Все это, как считают Читтка и его коллеги, говорит о том, что насекомые формируют абстрактный образ предмета и пользуются им при совершении умозаключений, а не воспринимают информацию через каждый орган чувств по отдельности. Это в очередной раз стирает границу между интеллектом человека и животных, заключают авторы статьи.

Nauka.tass.ru