Ученые выяснили, почему птицы откладывают "разноцветные" яйца

30.10.2019г.

Ученые выяснили, почему птицы откладывают "разноцветные" яйца

Анализ яиц более 600 видов птиц со всей планеты показал, что цвет их скорлупы зависит от средних температур в местах их обитания, влажности и от яркости солнечного света. Результаты исследования ученых, которые пришли к такому выводу, опубликовал научный журнал Nature.

Цвет играет важную роль в терморегуляции живых организмов – например, согласно так называемой гипотезе Богерта, чем холоднее место обитания животного, тем темнее его окрас. Натуралист Чарльз Богерт, который выдвинул это предположение в середине XX века, связывал это с тем, что темные цвета лучше поглощают солнечный свет и, тем самым, лучше обогревают животное, а светлые – наоборот, лучше отражают и позволяют не перегревать организм.

Биологи из США и Австралии предположили, что эту гипотезу можно перенести и на цвет птичьих яиц. Он определяется различными пигментами и может варьироваться от белоснежного до сине-зеленого и коричневого. Для выживания и развития птенца очень важна терморегуляция – яйцо должно находиться в наиболее оптимальных условиях, не перегреваться и не переохлаждаться.

Чтобы проверить гипотезу, специалисты собрали из музейных коллекций всего мира образцы яиц 634 видов птиц. Ученые сравнили цвет и яркость яиц, а также условия окружающей среды (в частности, интенсивность солнечного света и сухость) в тех местах, где размножаются представители исследованных видов.

Анализ показал, что связь действительно есть. Птицы, живущие в более холодных условиях, особенно те, чьи гнезда находятся на открытых пространствах, несутся в целом более темными и коричневыми яйцами.

Однако исследователей ждали и неожиданности: оказалось, что в более жарких и влажных областях яйца тоже часто были темнее. Ученые считают, что таким образом птицы защищаются от ультрафиолетового излучения, от которого не спасет белая скорлупа.

Цвет яиц также оказался связан и с типами гнезд – он отличался у птиц, которые устраивают кладки на земле, в дуплах или похожих полостях, а также в чашеобразных гнездах на деревьях. В первом случае яйца тоже оказались темнее. Свои последующие исследования специалисты хотят посвятить как раз этому вопросу – как эволюционировала яркость птичьих яиц в гнездах разного типа в зависимости от внешних условий.

Nauka.tass.ru