Ученые обнаружили еще одно тело в твердом ядре Земли

28.02.2023г.

Эта работа австралийских исследователей, возможно, заставит переписать школьные учебники. Ученые утверждают, что в твердом ядре Земли, радиус которого около 1200 км, есть еще одно тело радиусом около 650 км. К такому выводу они пришли, изучая, как порожденные землетрясениями сейсмические волны отражаются от земного ядра.

Ученые обнаружили еще одно тело в твердом ядре Земли

Напомним, что внутреннее твердое ядро планеты было открыто датским сейсмологом Инге Леманном в 1936 году. Оно "плавает" в центре внешнего жидкого ядра и состоит из сплава железа и никеля, а также более легких элементов. Именно внутреннее ядро участвует в планетном геодинамо, от него зависит поведение магнитного поля Земли, ее магнитных полюсов.

О том, что в твердом ядре может быть еще одна металлическая сфера, ученые впервые заговорили около 20 лет назад. На это указывали некоторые странности в картине отраженных сейсмических волн. Однако в то время было трудно подтвердить эту гипотезу из-за нехватки глобальных сейсмических станций. Теперь, благодаря более сложной и широко развернутой сети мониторинга, исследователи предоставляют новые доказательства этой гипотезы.

Используя "эхо" отраженных от ядра сейсмических волн, австралийские ученые обнаружили необычный факт. Так называемые Р-волны, идущие под углом в 50° к оси вращения Земли, оказались на 4 медленнее, чем сходные волны под другими углами. То есть они отражаются слабее, чем остальные. Причина, по мнению ученых, в том, что в центре твердого ядра есть второе радиусом в 650 километров.

Конечно, это пока лишь первое экспериментальное подтверждение смелой гипотезы. Ее придется неоднократно подтверждать новыми наблюдениями, чтобы она стала признанной теорией. Работа опубликована в престижном журнале Nature Communications.

Rg.ru