Познавательно-развлекательная программа для учащихся 1-5 кл.
Оформление:
По центру задника — большая шляпа с огромными полями, на них название программы «Все дело в шляпе». Сверху по всей сцене свисают разноцветные воздушные шары, «одетые» в разнообразные головные уборы. (Звучит песня из репертуара группы «На-На* — «Упала шляпа»)
Выходит ведущий.
Ведущий: Добрый день всем, кто пришел на нашу познавательно-развлекательную программу «Все дело в шляпе».
(Аплодисменты )
Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове.
Начнем с того, что первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека.
Оказывается, что уже 23 ООО лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них — с оленьими рогами — был обнаружен учеными. Очевидно, он надевался во время охоты, а это значит, что обычай облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность.
Ну, это было давно. Сегодня в гардеробе каждого неловка можно увидеть несколько головных уборов. Обычно женщин это шляпки, а у мужчин шапки.
Кстати, как вы думаете, что означает слово шапка?
( Ответы )
Ведущий: В переводе с французского оно означает — покрышка.
Вот вы, например, кроме шапки, какую еще «покрытую носите на голове?
(Ответ: панаму, кепку, косынку, берет, платок и т.д.)
Ведущий: Вот видите, сколько существует головных уборов, каждый по-своему оригинален и необходим как элемент костюма.
Изменить свой костюм вы сможете, приняв участие в нашей эстафете. Для этого я приглашаю 20 человек.
(Эстафета : «Чья команда быстрее наденет все шляпы. Для каждой команды предлагается по 10 головных уборов. Пока участники надевают шляпы, ведущий продолжает)
— Через несколько секунд мы увидим, подходят ли оловные уборы их обладателям, и убедимся в правильности пословицы "По Сеньке и шапка".
Кстати, эта поговорка имеет два смысла.
Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки . Один ленивый, неряшливый, все делал кое-как . И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нем была мятая, неказистая. Про него говорили с усмешкой По Сеньке и шапка!»
А другой Сенька был ловкий, умелый - дом у него справный, забор всегда починен, одевался он опрятно, шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди оворили с уважением, как бы любуясь им: «По Сеньке шапка!».
Ведущий: Давайте хором произнесем эту поговорку, тем самым пригласив участников продемонстрировать свои головные уборы. Три, четыре!
(Все : По Сеньке и шапка!)
Ведущий: А сейчас каждая команда проходит круг почета!
(Музыка: «Упала шляпа». Парад шляп. Аплодисменты зрителей )
Ведущий: Сегодня я хочу предложить выбрать зрительному залу самый красивый головной убор, самый большой, самый маленький и самый безобразный.
Ведущий показывает на каждый головной убор, зрители при помощи аплодисментов выбирают победителей.
Ведущий: Я попрошу остаться на сцене четырех участников парада, чьи головные уборы были отмечены. А остальных — сдать головные уборы и занять свои места в зале.
(Музыка. Дети занимают места)
Ведущий: Обычно заходя в помещение, каждый из нас первым делом снимает обувь и головной убор, вешая его на крючок в прихожей. Предлагаем вам более оригинальный способ.
Задание: Забросить головной убор на крючок вешалки.
(Музыка. Конкурс)
Ведущий: В холодное время года малышам надевают не один головной убор : например, чепчик, а сверху шапочку, а иногда, если слишком морозно, то и меховую шапку.
Интересно, а сколько головных уборов можно удержать на голове? Давайте посмотрим.
Я приглашаю 4-х человек. Два будут примерять, два будут помогать.
Задание: одновременно удержать на голове как можно больше шляп. (Музыка. Конкурс )
Ведущий: В жизни человека бывали случаи, когда шляпу использовали как средство измерения длины, веса и других величин.
Предлагаю нашим участникам измерить длину сцены при помощи шляпы, но ... ответ сообщить в метрах.
(Вызывает двух участников, вручает шляпы).
— Длина полей вашей шляпы — 30 см, а вашей — ... 30 см.
(Музыка. Конкурс)
Ведущий: Правильный ответ ... Метров!
А теперь я приглашаю на сцену ребят, у которых хорошо развит глазомер.
(Выходят участники)
— Вам необходимо решить, сколько кеглей войдет в этот цилиндр. Отберите нужное количество.
( Отбирают )
— Ваш ответ...
— Ваш ответ ...
— Правильный ответ — 8 штук.
— Проверим.
(Ведущий показывает залу, сколько кеглей помещается в цилиндре)
Ведущий: Имея под рукой большое количество головных уборов, можно каждый день щеголять в новом, а если ничего нет, а нужно срочно прикрыть чем-нибудь голову — как поступить?
Можно сделать головной убор своими руками. Приглашаю на сцену четыре человека.
Задание: Сделать из газеты головной убор. (Пока участники выполняют задание — игра с залом). Задание зрительному залу: Придумать новое назначение для шляпы (сумка, зонтик, обувь, веер и т.д.)
(Проверка головных уборов, сделанных участниками.)
(Отбор двух победителей.)
Игра с залом: по сигналу ведущего передать головной убор до ... ряда и и вернуть его обратно. Чья половина зала справится с заданием быстрее? (Музыка. Конкурс)
Ведущий: Обратите внимание на шляпки, которые я держу в своих руках. По-моему, им чего-то не хватает. Может быть, ленты, цветов, перьев или кусочка кожи. Я предлагаю украсить их этими подручными средствами. Кто желает выполнить это задание? Пожалуйста.
(Выбирает двух участников.
Музыка. Конкурс)
Ведущий: Шляпная мода зародилась давно, наверно, одновременно с модой на одежду. С тех пор она постоянно менялась. Давайте вернемся на несколько секунд в прошлое.
— Скажите, какой головной убор предпочел бы мужчина, одетый в кольчугу? (шлем)
Всем, всем, всем, всем
И в наше время нужен шлем.
И рабочим на дорогах,
Скалолазам на отрогах,
Сталеварам у печей
И строителям, что могут
Дом сложить из кирпичей.
Шлем обязан надевать
Тот, кто хочет фехтовать,
И пожарник на пожаре,
Носит шлем шахтер в забое,
И солдат во время боя.
— Скажите, а как, по-современному, называют свой шлем пожарники, шахтеры, солдаты ... ? (каской)
В Российской Армии кроме каски можно увидеть много разных головных уборов. Матросы на флоте носят бескозырки.
Давайте примерим одну из них.
(Ведущий вызывает мальчика и примеряет ему бескозырку)
— А зачем на бескозырке такие длинные ленты вдоль спины?
Ведущий: А затем, что если поднимется сильный ветер, который может сорвать бескозырку, матрос привяжет ее лентами под подбородком.
(Ведущий показывает залу, как это делается, Затем предлагает участнику пройти на место)
Ведущий: Но головные уборы нужны не только в армии, они являются и частью национального костюма. Только в нашей стране живет 126 различных народов и народностей, и у каждого свой головной убор. Чего только они не носят на своих головах! Самые разнообразные шапки, чалмы, шляпы...
Ведущий: Между прочим, если вы очень наблюдательны, то наверняка замечали, что шляпы носят не только люди, но и ... грибы. Многие из вас читали сказку про гриб, который приютил во время дождя под своей шляпой множество зверей.
Желающих побыть в роли этих зверей я приглашаю на сцену.
(Вызывается 5-6 человек. Надевают им маски)
— Я думаю, что вы не только постараетесь уместиться всей командой под шляпкой гриба, но и попробуете исполнить веселый танец.
(В роли грибной шляпы можно использовать большой эмалированный таз) (Музыка. Конкурс)
Ведущий: Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшняя наша программа стала для вас очередной дружеской встречей. Но, увы, она подходит к концу.
Нередко, когда люди собираются разъезжаться по домам, разбирают свои шапки, шляпы, бывают и такие гости, которые только-только появляются.
Про таких говорят: «Явились к шапочному разбору».
Именно так называется наш последний конкурс, в котором примут участие восемь человек.
Задание: Идти под музыку вокруг шапок. Как только музыка закончится, нужно успеть схватить шапку. Кто не успел — выбывает из игры. Побеждает самый ловкий.
(Музыка. Конкурс)
Ведущий: Дорогие друзья! Мы желаем вам солнечного лета, но не забывайте, что головной убор не только украшает ваш костюм, но и бережет вас от жарких солнечных лучей и спасает в ветреную погоду.
До свидания! До новых встреч!
Примечание: После каждого конкурса победители получают приз.
Реквизит
1. 20 головных уборов.
2. Стойка-вешалка.
3. Кегли, 2 цилиндра.
4. Газеты.
5. Ленты, цветы, перья, банты, английские булавки.
6. Каска, бескозырка.
7. Эмалированные тазы.